Бытует мнение, что у деток речь развивается самостоятельно и этот процесс не нуждается в помощи взрослых. Это заблуждение. Ведь вмешательство в процесс формирования детского «вещания» чревато отставанием в развитии. Родители должны принимать самое, что ни на есть непосредственное участие в формировании речи своего ребёнка. В связи с этим, хочется дать несколько советов молодым родителям:
1. Что нужно сделать, это начать с себя. Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
2. Разговаривая, встречайтесь взглядами. Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
3. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.
4. Произносите одно и то же, но по – разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.
5. Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
6. Знайте, что хорошее настроение – залог успеха. Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.
7. Не «сюсюкайте» и не подражайте неправильному произношению слов вашим ребёнком, исправляйте сразу неправильно сказанные малышом слова.
8.  Для полноценного развития ребенка необходимо тесное сотрудничество учителя - логопеда и родителей воспитанника. Только вместе, объединив усилия, можно решить задачу успешного преодоления речевых нарушений ребенка.
9. От вас, уважаемые родители, потребуется совсем немного – набраться терпения, заинтересовать ребёнка, поддержать его, постоянно включать в целенаправленную работу, при этом всегда помнить:
-ребёнок должен учиться играя;
- принуждать заниматься нельзя.
      Знайте, оттого, насколько родители ощущают себя ответственными за путь своего ребёнка, насколько понимают его проблемы в речи, зависит как возможность положительной динамики в состоянии речи ребёнка, так и просто более полная и счастливая жизнь его и его будущей семьи.

Учитель – логопед МДОУ ДС № 25 г. Будённовска, Шевченко С.В.